|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Слово на Новый год после литургии
1 января 1913 г.


Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием.
Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году, быть может, сегодня, может быть, завтра, или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так, что радость несет скорбь, и скорбь – радость. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егдаже родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родился человек в мир (Ин. 16, 21).
День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – ведро; так и скорбь и радость сменяют одна другую.
Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы – незаконные дети . Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога, для тех, конечно, скорбь тяжела, т.к. кроме земных удовольствий они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать, т.к. скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.
Отроцы благочестию совоспитани,
Злочестиваго веления небрегше,
Огненнаго прещения не убояшася,
Но посреде пламене стояще пояху;
Отцев Боже, благословен еси .
Скорби и есть «огненное прещение» или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения.
Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света!
Аминь.

Беседа 4-я
6 января 1913 г.
Крещение Господне


Сегодня, подписывая книгу одной моей духовной дочери, под заглавием “Невидимая брань” и выставляя дату 6 января, вспомнил, что это как раз день смерти епископа Феофана, который перевел эту книгу с греческого языка на русский.
Епископ Феофан перевел ее не дословно, но передал дух этой книги, подобно Жуковскому, который, переводя Шиллера, так проникался духом этого поэта, что перевод трудно было отличить от оригинала.
Сегодня не удалось мне служить. Простудился во время исповеди в пятницу. Исповедников было человек тридцать, а потому исповедь продолжалась довольно долго. Стоял я у окна и чувствовал, что холод меня пронизывал, но прекратить исповедь или перенести на другой день счел неудобным, ну и расхворался так, что и на Крещение не мог служить...
Был у нас в Оптиной Пустыни великий Старец о.Макарий. Он вел однажды беседу с одним посетителем и тоже, сидя у окна, простудился. Чувствовал, что сильно дует, но оставить беседу неоконченной не захотел. От этой простуды о.Макарий потом всю жизнь был болен, так и умер от этой болезни.
Уже говорил я вам и опять повторяю, что вы совершили подвиг, приехав на праздники в нашу тихую обитель, на свои маленькие средства, добытые честным трудом, а часто и очень тяжелым трудом.
Думаю, что отдохнули вы здесь душой. Причастились вы Тела и Крови Христовых и утешенье от Господа получили по мере восприемлемости каждой, одна больше, другая меньше, но все же, думается, все получили. Может быть, и телом вы отдохнули здесь, хотя и терпели некоторые неудобства. Гостиница у нас маленькая, и позволяют жить всего три-четыре дня. Приходилось снимать помещение у крестьян, которые, конечно не могут предоставить многих удобств. Да вознаградит вас за все Господь! Теперь опять возвращаетесь вы к своим занятиям, снова начнется для вас трудовая жизнь, может быть, полная скорбей. Что делать? Скорби неизбежны, хотя и хотели мы миновать их. Жизнь представляется нам в виде белой полосы, на которой черные точки – скорби, от которых нам желательно поскорей отделаться, а на самом деле жизнь есть черная полоса, и на ней рассеяны белые точки – утешения. В мире скорбни будете, – сказал Христос, – но дерзайте, (яко) Аз победих мир (Ин. 16, 33). А где найти утешение в скорбях, которые обступают нас со всех сторон? Необходимо углубиться в себя и в свой внутренний мир, т.к. в нем таится источник утешения.
Ученые для отдыха уезжают за границу, под южное небо Сицилии, а мы углубляемся в свое сердце, в коем заключен целый чудный мир, может быть, многим неизвестный. Но как войти в него? Единственный ключ – Иисусова молитва, которая открывает нам дверь в этот мир. Но чтобы углубиться во внутренний мир, необходимо уединение. Некоторые святые бежали для этого в глубочайшие пустыни и оставляли всех и вся, чтобы только упражняться в Иисусовой молитве. Известный подвижник Лука Элладский  бежал в пустыню для усовершенствования в молитве, т.к. постоянные толпы народа, приходившие за советом и утешением, мешали ему сосредоточиться. Поступил он подобно Арсению Великому , который был научен Самим Господом: “Бегай людей и спасешься”.
Является вопрос: законно ли поступил Лука, оставив народные массы для спасения своей собственной души? Вполне законно. Ученые, чтобы издать какой-нибудь научный труд, удаляются от общества и углубляются в свою работу. Ученик, приготовляясь к экзамену, уходит в отдельную комнату, а если нет таковой, то часто, закрыв уши, чтобы не слышать чего-либо постороннего, зубрит свои предметы. Не тем ли более святой для приготовления себя к вечной жизни имеет право на уединение. И удаляется от людей не по ненависти к ним, не в силу своего эгоизма, но и там, в пустыне, служит тому же миру молитвой о нас ко Господу.
Одному схимнику однажды явилась Матерь Божия и спросила его:
– Кто ты такой?
– Я – грешнейший и недостойнейший раб Твой, Владычице, – ответил он.
– Но какое твое звание?
– Я – схимник.
– А что значит – «схимник»?
Старец затруднился ответить. Тогда Сама Владычица Матерь Божия объяснила ему:
– Схимник есть молитвенник за весь мир.
Итак, святые, удаляясь от всех людей, не перестают любить их и молитвами своими отвращают от грешных гнев Божий.
Один известный ученый Вальтер Скотт говорит, что если бы ему предложили на выбор жизнь, полную довольства и богатства, но лишили бы его возможности оставаться наедине с самим собою, а с другой стороны – одиночную тюрьму, то он выбрал бы последнее.
Вот собрались мы с вами в моей скромной келлии для духовной беседы, окружают нас стены, а над нами потолок, за ним крыша, а там – небо, на небе – мир ангельский. В эту минуту смотрят на нас ангелы, видят наше сердце, знают наши помышления и помогают нам. Особенно близок к нам ангел-хранитель, который постоянно молится за нас и стремится наставить нас на все благое, защитить от всякого зла. А потому каждый из нас обязан молиться своему ангелу-хранителю и утром и вечером: «Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне, грешной». Также ежедневно нужно призывать и ту святую, имя которой носите.
Смотрит на нас теперь и мир злых духов, и уже кует оковы, желая разрушить слова грешного Варсонофия, но не бойтесь! Господь спасет нас от их злой силы. Читайте Св. Писание, Евангелие, Послания, а также Жития святых. Великое значение имеет это чтение, но вот что грустно: Жития святых печатаются, может быть, некоторыми приобретаются, но большинство их не читает. А между тем, какую пользу можно извлечь из этого чтения! В нем найдем мы ответы на многие наши вопросы, они научат нас, как выйти из затруднительного положения, как устоять, когда мрак со всех сторон окутывает душу, так что кажется, будто и Бог нас оставил.
Посещайте чаще храм Божий, особенно в скорби: хорошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно утешит. И скажешь: Господи, а я-то думал, что и выхода нет из моего тяжкого положения, но Ты, Господи, помог мне! Тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную.
Мы идем как бы по лезвию ножа, и с обеих сторон простирается пропасть. Страшно ввергнуться в нее! Блюдите убо, – говорит Апостол, – како опасно ходите (Ефес. 5, 15). После этой земной жизни нам предстоит экзамен, решающий нашу участь на всю вечность: переэкзаменовок не будет. Науки земные не помогут нам выдержать этот экзамен.
Некоторые ученые, зная множество наук, совершенно не знают своей души и понятия не имеют о жизни духовной. Явится такой на этот великий экзамен, и спросят его: “Сотворил ли ты заповеди Христовы, а если не сотворил, то каялся ли в том? Веровал ли в Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия”? И этот ученый, прославленный на земле, является на такой экзамен дурак-дураком. Он не только не исполнял заповеди, но даже и не веровал в Бога. Какая же участь его? В чертог Небесного Царя его не пустят, и будет он отринут во мрак преисподней. Ведь неверы хуже бесов. Те ненавидят Бога и трепещут, а неверы даже отрицают Его существование. Какое же утешение они могут иметь в загробной жизни? Земная ученость без веры в Царство Небесное не ведет; не вводит туда и искусство. Поэты и художники испытывают высокое эстетическое наслаждение, но это только душевное чувство, оно не способно переродить душу. В своем стихотворении “Пророк” жизнь до духовного возрождения Пушкин называет “мрачной пустыней”.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...

Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, полученными от искусства, подобны людям, дошедшим до портика царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали.
Но как же спастись? Как войти в чертог Царя Небесного? Есть лестница туда и из монастыря и из мира. Можно спастись и в богатстве и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Но можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись.
Вот, например, Филарет Милостивый : он имел огромное богатство, но этим богатством приобрел себе Царство, помогая бедным и обездоленным. Авраам тоже был очень богат; его богатство по тогдашнему времени заключалось в огромным стадах, но это не помешало ему спастись . А можно и в бедности погибнуть, привязавшись к деньгам. Стоял, например, один нищий на паперти: терпел и голод, и холод, лишь бы накопить денег. Накопил рублей сорок-пятьдесят и умер. И пошла его душа в ад, т.к. привязана была к деньгам, а не к Богу.
Спасающихся в монастырях часто упрекают в эгоизме: подумайте, – говорят, – такой-то поступил в монастырь! Он делал в миру то-то и то-то, так много приносил пользы, и вдруг все бросил. Это просто грех! – Не смущайтесь подобными речами. Если Господь призывает человека на служение Себе в иноческом чине, то надо все бросить и последовать призыву Божию. Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В Житиях святых рассказывается про двух женщин, двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе. Но как спастись в миру, когда там так много соблазнов? Апостол говорит: Не любите мира, ни, яже в мире (1 Ин. 2, 15). Впрочем, здесь надо оговориться. Под словом «мир» подразумевается не вселенная, а низменное, пошлое, греховное. Можно жить и в миру – вне мира. Надо определить, где наше сердце: у Бога оно или привязано к чему-либо тварному.
В Скиту Оптиной Пустыни живет один Старец-подвижник, творец иисусовой молитвы, Он скрывается от людей в глубине оптинского Скита. Имя его я не назову вам, так как не уполномочен на это, да и все равно оно ничего не скажет вам. Когда я жил в Скиту, то посещал Старца. Помню, однажды я спросил его, как поступает он, когда мрак и скорбь со всех сторон охватывают душу.
– А вот, – ответил Старец, – сяду на этот стул, – и он указал на кожаное креслице, из которого виднелась мочала.
– Ну, а дальше что?
– Сяду и смотрю в сердце, а там – полный мрак и буря. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! – повторяю я – и что же? Полчаса не пройдет, смотришь в сердце – там тишина.
Поступайте и вы подобно этому мудрому Старцу, углубляйтесьв свое сердце, хотя полчаса в день употребляйте на рассмотрение гео, входите в сердце ваше Иисусовой молитвой и обретете мир душевный.
Тютчев в своем стихотворении говорит:


Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!.. 


Итак, углубляйтесь в свой внутренний мир, очищайте свое сердце от греховной скверны призыванием имени Господа Иисуса Христа, и Господь спасет вас и введет в Свой небесный чертог.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .